Первое требование к эффективному управлению непредвиденными обстоятельствами

Оно состоит в том, что психотерапевт обращает внимание на поведение клиента и подкрепляет те его виды, которые способствуют достижению целей ДПТ. Не менее важно, чтобы психотерапевт старался не подкреплять видов поведения, которые следует угашать. В теории это представляется очевидным, но на практике бывает довольно трудно. Проблемное поведение клиентов с ПРЛ часто довольно эффективно способствует получению подкрепления или прекращению страданий. Действительно, те самые виды поведения, которые требуют угашения, время от времени получают подкрепление со стороны специалистов по психическому здоровью, членов семьи и друзей. Управление непредвиденными обстоятельствами иногда требует использования негативных последствий, что сходно с «установлением границ» в других терапевтических подходах. Здесь важно учитывать три момента. Во-первых, наказание должно «соответствовать преступлению», причем клиент должен иметь возможность прекратить наказание. Например, в ДПТ после парасуицидальноего акта проводится подробный поведенческий анализ; такой анализ обычно становится для клиентов неприятной процедурой. Однако после его завершения клиенты обретают способность предлагать другие темы для обсуждения. Во-вторых, психотерапевты должны прибегать к наказанию с большой осторожностью, в малых дозах и кратковременно, а после улучшения поведения клиента немедленно должна быть восстановлена дружеская атмосфера. В-третьих, наказание должно быть достаточно сильным, чтобы оказать соответствующее воздействие. Хотя самое сильное наказание — прекращение психотерапии, предпочтительная стратегия состоит во временном отстранении клиентов от психотерапии. Этот подход применяется, когда все другие приемы управления непредвиденными обстоятельствами не дали эффекта или когда ситуация стала настолько серьезной, что вышла за приемлемые для психотерапевта профессиональные или личностные границы. При использовании данной стратегии психотерапевт четко определяет, какое именно поведение должно быть изменено, и сообщает клиенту, что он может вернуться, когда требуемое условие будет выполнено. Психотерапевт периодически поддерживает с клиентом контакт по телефону или письменно, помогает ему советом. (Грубо говоря, психотерапевт вышвыривает клиента, а затем манит обратно.)

Похожие записи