Неуважительное общение

Неуважительное общение используется, чтобы вывести клиента из равновесия, привлечь его внимание, изложить альтернативную точку зрения или переключить аффективную реакцию. Это в высшей степени полезная стратегия, когда клиента трудно расшевелить или когда психотерапевт с клиентом зашли в тупик. С помощью логики при этом оригинальном подходе создается сеть, из которой клиенту не выбраться. Хотя подобное общение представляет собой реакцию на поведение клиента, практически всегда клиент ждет другой реакции. Психотерапевт освещает какой-либо второстепенный аспект сообщения клиента или «переформулирует» его необычным образом. Например, если клиент говорит: «Я собираюсь себя убить», — психотерапевт может ответить: «Я считал, что вы не хотите досрочно прекращать психотерапию». Неуважительное общение имеет констатационный, почти бездушный оттенок, что совсем не вяжется с теплой отзывчивостью реципрокной коммуникации. Юмор, некоторая наивность и простодушие являются неотъемлемыми чертами этого стиля. Конфронтационный тон также относится к неуважительному стилю общения, психотерапевт выражает свое «фи» на реакции, которые не являются адаптивными. Например, психотерапевт может сказать: «Вы что, с ума сошли?» или «Вы ни минуты не сомневались в том, что я сочту вашу идею абсурдной, правда?» Неуважительно разговаривающий психотерапевт вполне может начать блефовать. Клиент, который заявляет: «Я прекращаю психотерапию», — может услышать от психотерапевта: «Вам дать направление к другому врачу?» Суть трюка заключается в том, чтобы правильно выбрать время для блефа с одновременным обеспечением безопасности; важно дать клиенту возможность выйти из положения.

Похожие записи