Реципрокное общение

Отзывчивость, самораскрытие и искренность — основные принципы реципрокной коммуникации. Отзывчивость предполагает серьезное отношение к предлагаемой клиентом повестке дня и желаниям. Это дружеский стиль общения с выражением теплоты и заинтересованности в психотерапевтическом взаимодействии. Поощряются самораскрытие и вовлеченность в дела клиента. Часто имеют место непосредственные, личностные реакции на клиента и его поведение. Например, психотерапевт, которого клиент обвиняет в холодности, говорит: «Когда вы требуете от меня теплоты, это меня отталкивает, и проявлять теплоту становится труднее». Аналогичным образом, когда клиентка повторно не заполняет дневниковые карточки, постоянно моля психотерапевта о помощи, психотерапевт отвечает: «Вы продолжаете просить меня о помощи, но сами не делаете того, что, по моему убеждению, могло бы вам помочь. Я чувствую разочарование, потому что я хочу вам помочь, но чувствую, что вы этому противитесь». Подобные утверждения служат как для валидизации, так и для вызова. Они представляют собой пример управления непредвиденными обстоятельствами, потому что заявления психотерапевта в адрес клиента обычно воспринимаются как поощрение или наказание, а также служат примером прояснения обстоятельств, поскольку внимание клиента обращается на последствия его межличностного поведения. Самораскрытие специалиста или информация личного характера используются для валидизации и приближения к адаптивным и нормативным реакциям.

Похожие записи