Тренинги коммуникативных навыков и решения проблем

Хотя многие пары вполне успешно общаются и без формального тренинга, для партнеров в состоянии дистресса плохая коммуникация может усугублять существующие проблемы и даже вызывать множество других проблем. Пытаясь заставить друг друга измениться, партнеры прибегают к неадаптивной тактике взаимодействия, например принуждению (слезы, угрозы, лишение проявлений любви). Хотя принуждение может оказать желаемый эффект, т. е. партнер в конце концов выполнит требова — ние, для достижения своих целей в будущем требуется усиление нажима. Неизбежным результатом подобных взаимодействий является выраженная поляризация партнеров. Задача тренинга коммуникативных навыков и решения проб — лем — научить пару обсуждать свои проблемы и договариваться об изменениях, не прибегая к столь деструктивной тактике. В идеальном случае эти навыки будут полезны и после завершения терапии.

В рамках тренинга коммуникативных навыков партнерам прививают навыки «ораторства» и «слушания». Им рекомендуют практиковаться в обсуждении актуальных для них вопросов во время терапевтической сессии Чтобы стать хорошим собеседником, каждый партнер должен: 1) выражать мягкие эмоции, избе — гая жестких, наподобие обвинений или критики; 2) фокусироваться на себе, а не на партнере. Чтобы стать хорошим слушателем, каждому партнеру следует пере — фразировать сказанное другим партнером. Этот прием гарантирует правильное понимание сказанного каждым партнером во время разговора и уменьшает склонность делать скоропалительные выводы, причем темп разговора при этом замедляется. Эти правила разговора и слушания делают разговоры неуклюжими, поэтому психотерапевту следует разъяснить, что по мере приобретения опыта все будет происходить вполне естественно. Психотерапевт должен быть готов пере — бивать и корректировать партнеров, напоминая им о необходимости соблюдать правила взаимодействия. После каждой практической сессии необходимо пре — доставлять паре обратную связь, анализируя выполнение упражнений. Когда психотерапевт уверен, что партнеры в достаточной мере освоили навыки коммуникации на сессиях, дается рекомендация использовать полученные навыки в ка — честве домашнего задания.

Похожие записи