Обучение диалектическому поведению

Поведенческие крайности (когнитивные, эмоциональные или собственно поведенческие) и ригидность служат сигналами о том, что синтеза достичь не удалось, поэтому могут считаться недиалектическими. Напротив, надо стремиться к «сред — нему пути» {middlepath), как в буддизме. Продвигаясь к озарению, важно не быть захваченным какой-либо крайностью и всегда следовать средним путем (Kyokai. 1966). Акцент на равновесии сходен с подходом, принятым в профилактике рецидивов, предложенной Марлаттом с коллегами (например, Marlatt & Gordon, 1985). при лечении наркотической зависимости. Таким образом, психотерапевт помога ет клиенту перейти от «или-или» к «и-и». Г лавное здесь — не обесценивать первую идею или полярность при утверждении второй Это мощная техника, поскольку она содержит элемент неожиданности. Психотерапевт представляет парадокс, не объясняя его, и освеща — ет парадоксальные противоречия в поведении, психотерапевтическом процессе и реальности в целом. Сущность стратегии состоит в отказе психотерапевта пред — ставить разумное объяснение; попытки клиента рассуждать логически встречаются молчанием, вопросом или историей, призванными пролить некоторый свет на ждущую своего решения загадку. Клиента подталкивают в поисках понимания двигаться к синтезу полярностей и разрешать дилемму самостоятельно. Лайнен (Linehan, 1993a) описала ряд типичных парадоксов и соответствующего им диалектического напряжения, с которыми пришлось столкнуться в ходе психотерапии. Клиенты свободны в выборе собственного поведения, но они не могут продолжать психотерапию, если не работают над его изменением. Клиентов учат обретать большую независимость за счет приобретения навыков обращения за помощью к окружающим. Клиенты имеют право убить себя, но если им не удастся убедить психотерапевта, что самоубийство неотвратимо, их могут упрятать под замок. Клиенты не несут ответственности за то, какие они есть, но они ответственны за то, какими станут. Обращаясь к этим парадоксальным реалиям, клиент и психотерапевт борются и избавляются от ригидных стереотипов мышления, эмоций и поведения, чтобы дать дорогу более спонтанным и гибким стереотипам.

Похожие записи