Анализ решений

После того как проблема выявлена и проанализирована, начинается ее разрешение, т. е. активный поиск и выявление альтернативных решений. Иногда решения предлагаются уже во время поведенческого анализа, указания этих альтернативных решений может оказаться достаточно. В другой раз возникает необходимость в более полном анализе решений. Задача состоит в том, чтобы методом «мозгового штурма» выработать максимальное число возможных решений. Далее предстоит оценить решения с точки зрения ожидаемых исходов. Заключительный шаг при анализе решений — это выбор решения, которое окажется в той или иной степени эффективным. В процессе оценки психотерапевт руководит выбором конкретного поведенческого решения. Здесь предпочтительно, чтобы психотерапевт обращал внимание на долгосрочные, а не сиюминутные результаты, при этом выбранное решение должно быть максимально выгодно клиенту, а не его окружению. В ДПТ используются четыре процедуры, направленные на решение проблем и заимствованные непосредственно из литературы по когнитивному и поведенческому вмешательству. Тренинг умений и навыков, процедуры преодоления непредвиденных обстоятельств, экспозиция и когнитивная модификация считаются основными средствами изменения, поскольку оказывают влияние на направленность изменений. Хотя они описываются у Лайнен (Linehan, 1993a) как самостоятельные процедуры, в клинической практике их иногда бывает трудно раз — граничить. Эффективность одной психотерапевтической цепочки связана с тем, что клиент осваивает новые навыки (тренинг навыков), изменяются предпосылки поведения клиента (процедуры преодоления непредвиденных обстоятельств), проводится экспозиция к раздражителям, ранее, но не сейчас ассоциировавшимся с угрозой (экспозиционные процедуры), меняются дисфункциональные убеждения клиента или схематичная переработка событий (когнитивная модификация). В отличие от многих программ когнитивного и поведенческого вмешательства, описанных в литературе, эти процедуры (за некоторыми исключения — ми, о которых пойдет речь ниже) применяются в неструктурированной манере, в контексте психотерапевтического диалога. Таким образом, хотя психотерапевт должен быть осведомлен о принципах, влияющих на эффективность каждой процедуры, он обычно использует их, непосредственно реагируя на события во время сессии. Исключение представляет тренинг навыков, где доминируют соответ — ствующие процедуры, и этап 2, где велик удельный вес процедур экспозиции.

Похожие записи