Внешние и поведенческие события

Психотерапевт пытается установить, предшествовавшие каждому звену цепи. Здесь психотерапевт должен выступить в роли внимательного наблюдателя, анализируя каждый мельчайший поведенческий акт. Психотерапевт спрашивает клиента: «Что произошло потом?» или «Как вы перешли от этого к тому?» Хотя самому клиенту эти взаимосвязи могут представляться очевидными, психотерапевт должен проявлять осторожность и не делать скоропалительных выводов. Например, клиентка, пытавшаяся совершить самоубийство, как-то раз заявила, что решила убить себя, потому что ее жизнь полна страданий и не стоит того, чтобы жить. С позиции клиентки это вполне убедительное обоснование попытки самоубийства. Для психотерапевта, однако, лишение себя жизни потому, что жизнь полна страданий, представляется одним из возможных решений. Человек, решивший, что его жизнь полна страданий, может прийти к выводу, что ее надо изменить. Или же можно посчитать, что смерть сопряжена с еще большими страданиями, поэтому лучше остаться в живых В этом примере тщательный расспрос позволил выяснить, что клиентка действительно полагала, что умереть лучше, чем жить. Оспоривание этого убеждения стало ключом к прекращению ее настойчивых попыток самоубийства. Не менее важно отметить, какие последствия поддерживают проблемную реакцию. Аналогичным образом психотерапевт должен обращать внимание на следствия, которые способствуют ослаблению проблемного поведения. Как и в случае событий-предпосылок, психотерапевт исследует средовые и поведенческие последствия, получает детальные описания эмоций, телесных ощущений, действий, мыслей и допущений. Необходимо иметь хотя бы минимальные представления о правилах научения и принципах подкрепления. Заключительный шаг в поведенческом анализе — выдвижение и проверка гипотезы о событиях, имеющих отношение к возникновению и поддержанию проблемного поведения. Согласно биосоциальной теории, в развитии ПРЛ играют роль несколько важных факторов. Например, ДПТ фокусируется на интенсивных или негативных эмоциональных состояниях; устранение негативного аффекта обычно считается одним из важнейших мотивов дисфункционального поведения при ПРЛ Теория также предполагает наличие характерных поведенческих стереотипов, таких как недостаточно развитое диалектическое мышление или поведенческие навыки, которые с высокой вероятностью способствуют возникновению и поддержанию проблемных реакций.

Похожие записи