Основные навыки коммуникации

Они впоследствии помогут партнерам обсуждать и пытать решать проблемы в своих отношениях. Часто при дистрессе у пар главную роль играют не собственно проблемы, а скорее деструктивные попытки их разрешения. Эти попытки могут начинаться с обвинения со стороны одного из партнеров, что встречает защитную реакцию и гнев другого. Вскоре конфликт перерастает во взаимные обвинения и злобную клевету, в которых тонет первичная проблема. В процессе тренинга решения проблем партнеров учат обсуждать под — ходы к решению проблем, используя три набора навыков: навыки определения проблемы, навыки решения проблемы и навыки структурирования. Прежде всего партнеров учат максимально конкретизировать проблему, уточняя проблемное поведение и сопутствующие обстоятельства. Партнеров поощряют описывать некоторые свои мягкие эмоции, связанные с проблемой, с целью усилить эмоциональное принятие. Наконец, обоим партнерам предлагается определить свои роли в сохранении проблемы. Как только проблема определена, пара может приступать к ее разрешению. Первый шаг к этому — «мозговой штурм», когда партнеры пытаются выработать как можно больше решений. Партнерам разъясняют, что внимания заслуживают абсолютно любые решения, даже на первый взгляд невероятные или глупые. Не — допустимы никакие оценочные комментарии по поводу предлагаемых решений, все дискуссии на тему приемлемости того или иного из них откладываются на некоторое время. Предложения записываются, чтобы впоследствии можно было к ним вернуться. Это упражнение может быть весьма занимательным и проводить — ся в форме игры, часто создавая положительный настрой во время сессии. После составления списка предложений партнеры его просматривают, отвергая явно неприемлемые, глупые или невероятные варианты После сокращения списка ка — ждый оставшийся пункт анализируется с точки зрения его пригодности для ре — шения проблемы По каждому варианту рассматриваются все «за» и «против», список претерпевает изменения, и в результате вырабатывается заключительный перечень вариантов решения проблемы. Формулируется стратегия решения проблемы, оговариваются ее составляющие, по каждой из них достигается соглашение. Это соглашение составляется в письменном виде, и каждый партнер ставит свою подпись. В заключение партнерам предлагают проанализировать возможные препятствия на пути реализации соглашения, выработать стратегии их преодоления. Рекомендуется поместить соглашение на видное место, а также назна — чить дату обсуждения прогресса в решении проблемы. На следующих нескольких сессиях психотерапевт интересуется у партнеров достигнутыми успехами, в случае необходимости соглашение может быть пересмотрено.

Похожие записи